Проверка ABS

Устройство и принцип действия антиблокировочной системы тормозов

Резкое нажатие на педаль тормоза при движении по скользкой дороге может стать причиной серьезных проблем, вплоть до заноса и вылета неуправляемого автомобиля в кювет или на встречную полосу. Чтобы не допустить этого, на многих современных моделях устанавливается антиблокировочная система.

Устройство механизма

Работа ABS направлена на то, чтобы не допустить проскальзывания  колес на покрытой льдом дороге и их пробуксовки при нажатии на тормозную педаль. Колеса при пробуксовке вращаются, но нормального сцепления с дорожной поверхностью при этом нет. АБС, установленная на автомобиле, позволяет предотвратить блокировку и сохранить возможность управления ТС, а значит, с высокой вероятностью избежать аварии.

В состав этого механизма входят:

  • Датчики скорости.
  • Клапаны.
  • Нагнетающее устройство.
  • Блок управления антиблокировочным механизмом (БУ АБС).

Разберем более подробно все перечисленные элементы.

Схема работы АБС

Принцип работы

Датчики скорости

Эти элементы устанавливаются на всех колесах (реже – на дифференциале) и предназначены для определения момента, который граничит с блокировкой колес ТС. Принцип работы датчика АБС заключается в том, что он считывает электронные импульсы, передавая их затем на БУ.

Клапаны

Каждый тормоз, который контролируется АБС, снабжен клапанами. В современных системах эти элементы могут находиться в трех положениях:

  • 1 – клапан открыт. В этом случае давление беспрепятственно передается на тормозной механизм колеса от ГТЦ.
  • 2 – клапан изолирует тормозной механизм автомобильного колеса от ГТЦ, блокируя линию подачи. Таким образом, не допускается опасное увеличение давления, которое может произойти, если водитель очень сильно нажмет на педаль.
  • 3 – клапан несколько понижает уровень давления в колесном тормозном механизме.

Схема работы АБС

Нагнетающее устройство (насос)

В опасной ситуации клапан вынужденно снижает давление воздуха в тормозе, чтобы обеспечить правильную работу системы. Чтобы вновь повысить уровень давления до нормального, и используется насос.

Блок управления

Это устройство представляет собой мини-компьютер. Задача блока заключается в фиксации показаний определителей скорости и контроле функции клапанов.

Как работает система антиблокировки?

Существует несколько разновидностей ABS, и принципы их работы различаются между собой. Чтобы понять основу функционирования этих механизмов, разберемся, как действует самый простой из них.

БУ АБС при работе постоянно считывает информацию с датчиков скорости. Резкое уменьшение темпа фиксируется этим устройством. Так, при сильном надавливании на педаль тормоза происходит практически мгновенная блокировка колеса, но для того, чтобы автомобиль, движущийся со скоростью 100 км/ч, остановился, ему даже на сухой и ровной трассе понадобится около 5 сек. В результате машину понесет по инерции на замерших колесах, и она потеряет управление.

Чтобы этого не произошло, блок управления антиблокировочным механизмом снижает уровень давления в тормозной системе до необходимого уровня, чтобы замедление колес не получилось слишком быстрым. Поэтому, даже если растерявшийся или неопытный водитель надавит со всей силы на педаль, колеса будут затормаживаться с учетом инерции движения ТС, что позволит сохранить управляемость.

Когда антиблокировочная тормозная система срабатывает, водитель ощущает достаточно сильное биение тормозной педали: это происходит потому, что клапана быстро (до 15 циклов/сек) открываются и закрываются. Пугаться этого явления не стоит, оно свойственно любой машине с АБС.

Разновидности систем антиблокировки

Тип антиблокировочного механизма, устанавливаемого в автомобиле, определяется тем, какова его система торможения. Рассмотрим, как работают АБС с разным количеством каналов – оно зависит от того, сколько установлено датчиков скорости и отдельно контролируемых клапанов.

ABS каналы

4 канала, 4 датчика

Это наиболее эффективная система антиблокировки, использующаяся на большинстве современных легковых авто. Датчики скорости в таком случае устанавливаются на все колеса. Этот тип АБС обеспечивает контроль БУ над каждым колесом, а значит, обеспечивает максимально эффективное торможение без потери управляемости ТС.

3 канала, 3 датчика

Эта разновидность системы распространена на пикапах, где механизм антиблокировки контролирует 4 колеса. На передней оси обе стороны снабжены своим клапаном и датчиком. Сзади же оба колеса контролируются общим клапаном и датчиком.

Эта система, как и в вышеописанном случае, обеспечивает индивидуальный контроль левого и правого переднего колеса. Она менее эффективна на задней оси, поскольку для срабатывания механизма нужно, чтобы на грани блокировки одновременно оказались оба колеса.

1 канал, 1 датчик

Эта ABS позволяет контролировать только заднюю ось. Ее схема имеет режим работы, аналогичный описанному выше. Недостаток ее заключается в том, что при торможении одно из колес может оказаться заблокированным, из-за чего эффективность действия механизма заметно снизится.

Такой тип системы антиблокировки включает в себя общую тормозную магистраль, которая посредством тройника подключается к колесам задней оси. Индукционный датчик в этом механизме находится около дифференциала заднего моста.

Обнаружив неисправность ABS (АБС), желательно отправляться сразу в автосервис, поскольку качественной и эффективной аппаратурой для ее диагностики и ремонта автолюбители располагают очень редко. Предварительно можно проверить, где произошла поломка, визуально осмотрев или протестировав с помощью мультиметра ответственный за ее работу предохранитель. К отключению системы может привести также загрязнение контактов, плохое соединение или нарушенная изоляция. Если при осмотре этих недостатков не выявлено, остается ехать к специалистам на СТО.

Действительно ли эффективен механизм антиблокировки?

Исследования, проведенные специалистами, показали, что машины, оснащенные ABS, попадают в ДТП реже, чем автомобили без нее. В то же время процент смертей при авариях (если таковые все же происходят), практически одинаков независимо от того, оснащена машина антиблокировкой или нет. Это вполне понятно, поскольку основная задача АБС – сохранение управляемости при торможении на скользкой дороге, а не защита людей при ДТП.

Напоследок следует коснуться еще одного, часто задаваемого вопроса. Многие автолюбители интересуются, нужно ли прерывистое давление на педаль при торможении на скользкой поверхности, как советуют учебники по вождению, если машина оборудована ABS. Ответ – прерывистое нажатие в этом случае не требуется, оно лишь приведет к увеличению времени торможения. Задача водителя – останавливать машину в обычном режиме, а эффективное торможение без блокировки колес обеспечит АБС. Сильное биение тормозной педали, пугающее новичков – нормальное явление, поэтому, почувствовав его, отпускать тормоз не нужно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментировать

  Подписаться  
Напомнить о

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: