зимний двор

Прогрев автомобильного двигателя зимой: нужен ли он?

Как же часто приходится нам читать в Интернете или слышать от молодых автолюбителей, что прогрев двигателя зимой на современных автомобилях уже не нужен, что технологии шагнули далеко и даже в сильный мороз можно сесть в машину и сразу трогаться. Нас заверяют, что прогревать авто на месте не нужно вообще, но так ли это? Разберемся подробнее.

Как работает мотор автомобиля в зимнее время?

Чтобы разобраться, нужен ли прогрев автомобиля зимой, надо понять, как холод влияет на детали машины и на топливо. Автомобилист, учитывающий это, избежит ошибок, которые могут стать причиной серьезных неисправностей. Итак, вспомним школьный курс физики и поговорим о том, что происходит с «железным конем» на морозе.

Сужение твердых материалов

На холоде молекулы сближаются, и происходит уменьшение размеров деталей. В результате зазоры между ними увеличиваются, и из-за неправильной работы ускоряется их износ. Понять, что мотор работает неправильно, можно по постороннему металлическому звуку, доносящемуся со стороны двигателя.

Застывание моторного масла

Это явление приводит к тому, что подшипники и элементы, контактирующие с ними при работе, не смазываются должным образом. Если подшипник перемещается с трудом, то он изнашивается быстрее и дает дополнительную нагрузку на узлы ДВС. В результате возрастает расход топлива.

Видео по теме:

Хрупкость эластичных деталей

Это очень важно для резиновых шлангов. Трубопровод становится хрупким, и движение по нему застывшей жидкости может стать причиной разрыва. Если шланг закреплен не очень плотно, он не лопнет, а соскочит с патрубка – впрочем, и в этом приятного мало.

Уменьшение емкости аккумулятора

Залитый в АКБ электролит находится в жидком состоянии, и при падении температуры ниже нуля он становится более вязким. В результате химические реакции в батарее протекают значительно медленнее, чем нужно, и уменьшается время выдачи аккумулятором полноценного тока.

Всего перечисленного достаточно, чтобы понять, как важно прогревать двигатель зимой. Теперь разберемся, как правильно прогревать ДВС при низких температурах.

Как происходит прогрев мотора зимой?

Можно считать, что ДВС полностью прогрелся, когда все его элементы, а также рабочие жидкости наберут необходимую температуру. Нагретое в нужной степени моторное масло приобретает необходимый уровень вязкости и обеспечивает качественное смазывание компонентов двигателя.

Быстрее всего происходит нагрев охлаждающей жидкости. На приборной панели любого автомобиля до недавнего времени имелись индикаторы температуры ОЖ, по которым оценивали, достаточно ли прогрет двигатель (на многих новых моделях такой прибор отсутствует). Одновременно с ростом температуры антифриза происходит прогрев верхней части силового агрегата. Затем нагреваются масло в картере и нейтрализатор.

Как прогрев мотора связан с экологией?

Стоит отметить, что современные автопроизводители, рекомендуя прогревать автомобиль в зимнее время на ходу, в первую очередь руководствуются вопросом экологии, а не сохранением двигателя в исправном состоянии. Дело в том, что сразу после запуска ДВС и в первые минуты его работы выхлопные газы содержат максимальное количество токсинов. Это связано с тем, что не вся топливовоздушная смесь в цилиндрах успевает сгореть, и немалая ее часть выбрасывается наружу, загрязняя воздух.

Для борьбы с этим явлением автомобиль комплектуется каталитическим нейтрализатором, но качественно выполнять свою задачу он может только тогда, когда прогрет. Если катализатор не достиг рабочей температуры, он не сможет качественно задерживать токсические вещества. Эффективность его работы возрастает прямо пропорционально степени нагрева.

При прогреве машины зимой на холостых оборотах катализатор набирает рабочую температуру очень долго, поэтому выхлоп от такого авто намного токсичнее, чем от движущегося. Получается, чтобы максимально снизить содержание вредных веществ в выхлопных газах, лучше всего сразу после пуска ДВС начинать движение. Но езда на непрогретом автомобиле нанесет вред двигателю. Что же делать?

Как греть карбюраторный мотор в зимнее время?

Водители старой закалки в один голос скажут, что прогревать карбюраторный двигатель в движении нельзя. Однако если зажигание и карбюратор функционируют нормально, это не так страшно, поскольку количество оборотов можно откорректировать с помощью воздушной заслонки. Трех-четырех минут прогрева в таком режиме автомобилю будет достаточно. Но пользоваться таким методом рекомендуется только в крайнем случае, когда ехать нужно «прямо сейчас». При езде на непрогретой машине в цилиндры силового агрегата поступает большое количество топлива, смывающего смазку с поршня. В результате последний трется о стенки всухую, что становится причиной образования задиров. Поэтому лучше всего прогревать карбюраторный ДВС до нужной температуры в режиме средних оборотов, когда машина находится на стоянке.

Как прогревать автомобиль с турбодизельным мотором?

Турбина включается только тогда, когда коленвал достигнет нужного количества оборотов. Быстро вращаться он может только на высокой скорости, но разгон на холодном моторе – это убийство для двигателя. Езда на дизельном авто с выключенной турбиной может привести к тому, что ГБЦ перегреется и покоробится. Такие машины следует прогревать на стоянке до нужной температуры ДВС, число оборотов при этом должно быть средним. Ускорить процесс прогревания можно, установить предпусковой отопитель, а также проточный подогреватель.

Влияние предварительного разогрева мотора на поршень

Если начать движение сразу после запуска ДВС, его компоненты (в частности, подшипники и поршни) не будут подготовлены к высоким нагрузкам. Быстрый старт после запуска резко увеличит нагрузку на силовой агрегат. Днище поршня под влиянием тепловых потоков быстро наберет необходимую температуру, а его боковая часть будет прогреваться намного дольше. Результатом станет перенапряжение и быстрый износ канавок, а такой поршень со своей функцией справляться уже не будет. При хорошо прогретом ДВС риск возникновения неполадок значительно снижается.

Подводя итоги

С учетом всего вышесказанного можно сделать вывод, что для прогрева ДВС лучше всего использовать смешанный вариант. Мотор нужно запустить и дать машине поработать на месте в течение 4-5 минут, после чего начать движение с малой скоростью, при этом обороты двигателя не должны превышать 2000/мин. Такой метод положительно влияет на экономичность и позволяет снизить количество токсичных веществ, выбрасываемых в атмосферу.

Пока силовой агрегат не прогреется до 90°C (оптимальная рабочая температура), резко нажимать на педаль газа крайне не рекомендуется. Если на авто современных моделей ситуацию спасет блокировка, предусмотренная на такой случай программой управления двигателем, то для старых машин это может иметь печальные последствия, вроде зависания клапанов и проворачивания вкладышей коленвала с необходимостью дорогостоящего ремонта.

Не стоит упускать из виду и вопрос комфорта, ведь если в сильный мороз температура в салоне равна уличной, езда в машине превращается в натуральную пытку. Поэтому хоть немного прогреть машину на месте необходимо даже для того, чтобы не морозить «пятую точку».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментировать

  Подписаться  
Напомнить о

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: