Замена тормозной жидкости

Зачем и когда менять ТЖ (тормозную жидкость)?

Практически все системы современных автомобилей функционируют с использованием рабочей жидкости, которая выполняет в них различные задачи. В механизме торможения используется тормозная жидкость, о которой и пойдет речь. Поскольку исправность тормозной системы напрямую связана с безопасностью движения, к качеству используемой ТЖ предъявляются достаточно высокие требования. Кроме того, она должна регулярно меняться, и опытным автолюбителям об этом хорошо известно, в противном случае тормоза могут выйти из строя в самый неподходящий момент. О том, как часто менять тормозную жидкость и как правильно ее подбирать, мы расскажем в этом материале.

Для чего надо менять тормозную жидкость в автомобиле?

Некоторые, особенно неопытные, автолюбители не задумываются об этом вообще. Ну да, заправляться, через 10 000 – 15 000 км поменять моторное масло – и все…, а разве еще что-то? Подход в корне неправильный. Тормозной жидкости приходится работать в тяжелейших условиях, и со временем этот состав теряет свои качества. При городском цикле движения температура ТЖ может достигать 150°C. Если же машина едет с прицепом или по пересеченной местности, состав может нагреться и до 180°C.

Учитывая это, современные разработчики подбирают компоненты жидкости так, чтобы она могла нагреваться до очень высокой температуры, не теряя своих качеств. Это возможно за счет высокой гигроскопичности состава (способности к впитыванию влаги). Повышая ее, можно добиться заметного увеличения температуры закипания, но уже через год она снизится на несколько десятков градусов, а еще через пару лет этот показатель будет просто неприемлем для нормальной работы двигателя.

Если не обращать на это внимания – состав при торможении начнет закипать, что приведет к образованию в нем воздушных пузырьков. Переполненная воздухом ТЖ будет в большом количестве подниматься в расширительный бачок, но оставшейся при этом будет недостаточно для того, чтобы обеспечить нормальное давление. Таким образом, под давлением ноги водителя педаль без сопротивления уйдет  «в пол», а скорость движения практически не снизится. Каковы могут быть последствия, объяснять незачем.

Что происходит при закипании тормозной жидкости?

Что происходит при закипании тормозной жидкости?

Когда нужно менять жидкость в тормозном механизме?

Периодичность замены рабочего состава зависит от ее класса, условий, в которых используется авто, а также типа системы. В спортивных машинах и автомобилях премиум-класса «тормозуха» меняется не реже, чем через каждые 20 000 км. В обычных ТС состав нужно менять после каждых 40 000 км – при условии, что в ходе эксплуатации он не нагревается выше 150°C.  Впрочем, у современных ТЖ разных классов различная температура закипания. Это обусловлено типом основы, использующейся при их изготовлении. К примеру, DOT 3 начинает кипеть при 205°C, и его срок годности не превышает 3 лет. Для DOT 5 эти показатели составляют 260°C и 5 лет соответственно.

Основные классификационные показатели тормозной жидкости

 

Иногда тормозная жидкость заменяется во внеплановом порядке, о том, что это необходимо сделать, сигнализирует изменение ее цвета. Большинство составов имеет желтоватый или коричневатый оттенок, за исключением DOT 5 – он имеет силиконовую основу и темно-красный цвет. Если ТЖ мутнеет или в ней образуется осадок, ее следует срочно убирать из системы и заливать новую, сколько бы времени ни прошло с момента плановой замены. Дальнейшее использование такой жидкости может привести к тому, что манжеты деформируются и придут в негодность зеркала поршней цилиндров.

Проверить состояние «тормозухи» можно не только путем осмотра, но и с помощью специальных тестеров с зондами. Их опускают в жидкость на разогретом автомобиле, выдерживают в течение 1 минуты, а затем смотрят результат:

  • Температура, показываемая тестером, составляет 175°C или несколько выше – ТЖ пригодна к использованию.
  • Уровень температуры в пределах 165-175°C – составом можно пользоваться, если он менялся не более, чем за год до проверки.
  • При показаниях ниже 165°C срочно нужно менять тормозную жидкость. На большинстве машин эта процедура совсем несложна, и даже неопытный автолюбитель сможет справиться с ней самостоятельно.

Как самостоятельно заменить тормозную жидкость?

Чтобы разобраться, сколько «тормозухи» понадобится для замены, посмотрите в мануал или посетите сайт изготовителя – там эта информация есть. Обычно материала нужно довольно немного – для легковых авто не больше 1,5 л при том, что в механизме должно быть 0,55 л (в ходе процедуры около литра будет израсходовано на прокачку). На всякий случай лучше запастись парой литров – особенно это актуально для хозяев российских и украинских моделей. Выполнив эту операцию своими руками один раз, автолюбитель уже запомнит, в каком количестве ему приобретать «тормозуху» для следующей замены.

Если нужно сэкономить в первую очередь время, а не деньги, лучше записаться в автосервис – специалисты при наличии нужного оборудования заменят ТЖ и прокачают систему минут за 20. Самостоятельная замена займет около двух часов.

Вы решились заменить «тормозуху» самостоятельно? Разберемся, как правильно это сделать.

Загоните машину на эстакаду или смотровую яму (подъемником автолюбители располагают редко). Для работы понадобятся следующие материалы:

  • Мягкий прозрачный шланг, сечение которого должно соответствовать диаметру штуцера на цилиндре колеса.
  • Накидной или рожковый гаечный ключ.
  • Сосуд, в который будет сливаться старая жидкость.

Менять состав и прокачивать систему удобнее всего вдвоем. В этом случае один человек спускается в яму (находится под эстакадой), а второй садится за руль.

Меняя ТЖ, нужно действовать в таком порядке:

  • Шланг, через который будет сливаться отработанный состав, соединить со сливным колесным штуцером.
  • Выкрутить штуцер на половину оборота.
  • Дать команду человеку, находящемуся за рулем, несколько раз нажать педаль тормоза (промежуток между нажатиями должен составлять примерно 2 сек), предварительно подставив под шланг заготовленный сосуд.
  • При нажатиях педали по трубке в емкость будет вытекать старая ТЖ. Когда она вытечет полностью – штуцер следует закрутить.
  • Заполнить бачок новой «тормозухой».
  • Повторить операцию.

Манипуляция повторяется до тех пор, пока жидкость, текущая в емкость, не будет чистой. При этом помните, что ее уровень в бачке не должен опускаться ниже отметки минимума, иначе система «нахватается» воздуха.

В таком же порядке операция выполняется на всех колесах. Более подробно о том, как прокачать тормоза, рассказано в другой статье.

Нюансы прокачки

Многие автомобилисты, приступая к самостоятельной замене, задаются вопросом – какую тормозную жидкость заливать и допустимо ли смешивание различных составов. Проще всего, чтобы не путаться в типе жидкости и не вспоминать, какая заливалась раньше, один раз заглянуть в инструкцию по эксплуатации, выбрать ТЖ, слить полностью старую с прокачкой системы, а после замены прикрепить этикетку от бутыли на видное место под капотом.

Возможность смешивания составов зависит от того, на какой основе они изготовлены. Запомнить типы жидкостей, которые при необходимости можно смешивать, несложно. Все современные ТЖ маркируются аббревиатурой DOT:

  • DOT 3. Для изготовления основы этого вещества используются полиэтиленгликоль и полиэфир. Состав подойдет для тормозной системы тихоходных машин, в которой он не будет нагреваться более, чем до 150°C. При необходимости может быть смешан с DOT 4, имеющим аналогичную основу.
  • DOT 4. Эта ТЖ имеет основу, аналогичную вышеописанной, но с добавлением дополнительных присадок, за счет которых температура кипения повышается до 200-230°C. Можно смешивать с вышеописанным составом.
  • DOT 5. Основой этого состава является силикон. Такая жидкость используется в основном в механизмах торможения спорткаров. Смешивание с другими составами не допускается.
  • DOT 5.1/ABS. Заливается в тормозные системы автомобилей, оснащенных антиблокировочной системой. Смешивать этот состав с жидкостями других марок, как и предыдущий, нельзя.

Итак, допустимо смешивание только гликолевых жидкостей – «тройки» и «четверки», поскольку их составы практически одинаковы, и отличаются только наличием дополнительных веществ (присадок).

Заканчивая статью, напомним, что своевременная замена тормозной жидкости, как и периодическая диагностика механизма торможения чрезвычайно важны. От этого зависит состояние тормозной системы, а значит, безопасность автомобиля и людей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментировать

  Подписаться  
Напомнить о

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: