диск сцепления

Неисправности механизма сцепления: как их распознать?

Система сцепления является одним из основных механизмов транспортного средства, и при выходе ее из строя автомобиль теряет способность к самостоятельному передвижению. Поговорим о том, каковы основные признаки неисправности сцепления и как их можно распознать.

Назначение и состав

Задача системы сцепления состоит в том, чтобы от маховика коленвала силового агрегата передавать крутящий момент к первичному валу трансмиссии. Этот механизм позволяет водителю управлять передачей вращения, временно прекращая взаимодействие мотора и коробки передач (как правило, это нужно при переключении скоростей), а затем возобновляя его.

В состав этого узла входят:

  • Нажимной диск.
  • Ведомый диск.
  • Выжимной подшипник.
  • Система привода.
  • Педаль.
схема сцепления

1 — направляющая втулка выжимного подшипника; 2 — первичный вал коробки передач; регулировочные гайки троса; 4 — вилка выключения сцепления; 5 — втулка оси вилки; 6 — нажимной диск в сборе (корзина); 7 — ведомый диск; 8 — маховик; 9 — педаль сцепления; 10 — кронштейн оболочки троса; 11 — пыльник; 12 — перегородка моторного отсека; 13 — выжимной подшипник; 14 — гайки крепления оболочки троса; 15 — кронштейн на картере коробки передач

Основные неисправности сцепления и их признаки

Существует несколько основных неполадок, связанных с работой сцепления. Рассмотрим их подробно.

Сцепление пробуксовывает

Существуют и другие проблемы. Обычно, когда водитель отпускает педаль, ведомый диск сильно трется о нажимной, а также о маховик коленчатого вала, что приводит к износу его боковых поверхностей. В этом нет ничего страшного, такой процесс происходит постоянно во время движения, и со временем стертый ведомый диск нужно будет менять.

Но бывает так, что водитель, включив первую передачу и отпустив педаль, нажимает педаль газа, а машина при этом не трогается с места. Это происходит из-за чрезмерно изношенных накладок ведомого диска, который в результате перестает плотно прилегать к нажимному и маховику коленвала. В результате передачи вращения от мотора к коробке передач не происходит. Эта неисправность называется пробуксовкой сцепления.

Заметить развитие этой проблемы, как правило, можно заблаговременно. Пробуксовка ведомого диска в первую очередь начинается с самой высокой передачи, постепенно спускаясь на более низкие.

При исправной работе системы ведомый диск нужно менять в среднем через 80 000 км пробега (этот показатель может немного отличаться в большую или меньшую сторону, в зависимости от марки автомобиля). Если же критический износ наступил раньше, это можно определить в ходе движения со скоростью 40 км/ч при включенной 4 передаче. Когда в этом случае сильное нажатие на педаль акселератора приводит к увеличению оборотов силового агрегата, но скорость автомобиля остается неизменной – диск пора менять. Зачастую подобная неисправность также сопровождается запахом гари, исходящим от подгоревших накладок.

Сцепление ведет

Если система отрегулирована неправильно, это может привести к тому, что переключение передач будет затруднено. В дальнейшем нарушение будет прогрессировать, и при отсутствии ремонта через некоторое время переключать скорости будет невозможно. Нередки случаи, когда водитель с усилием, выжав педаль сцепления, все-таки включает первую передачу, и машина тут же начинает движение. При исправном механизме такого быть не должно, поскольку при выжатой педали мотор и ведущие колеса разъединены.

Про неисправность такого рода автомобилисты говорят: «Сцепление ведет». Причина неполадок заключается в том, что ведомый диск даже при полностью нажатой педали контактирует с маховиком, частично передавая момент вращения на трансмиссию, а от нее – на ведущие колеса. Установить, почему это происходит, может только специалист, но в любом случае сцепление будет нуждаться в ремонте.

Неисправный выжимной подшипник

Ясно различимый шелест, прекращающийся после полного выжима педали сцепления, свидетельствует о неисправности выжимного подшипника и необходимости его замены.

Чтобы избежать преждевременного износа и неисправностей сцепления, рекомендуется в движении избегать резких стартов с места, рывковых ускорений и длительного удерживания педали ногой. Существует еще одна распространенная водительская привычка, также ведущая к преждевременной поломке этого механизма – удержание педали в нажатом состоянии, когда машина стоит на светофоре. Ожидать зеленого сигнала следует, переключив коробку передач в нейтральное положение и полностью убрав ногу с педали.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментировать

  Подписаться  
Напомнить о

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: