Автомобиль Опель

О чем говорит цвет дыма из выхлопной трубы?

Выхлопные газы автомобиля, двигатель которого находится в исправном состоянии, должны быть бесцветными. Но нередко можно увидеть, что у заведенной машины идет дым из выхлопной трубы, который может быть белым, черным или даже синим. Такое явление говорит о неисправностях различного характера. В этой статье мы расскажем, о каких неполадках можно судить в этом случае.

Белый дым из выхлопной трубы

Даже если с мотором все в порядке, отработанные газы могут иметь белый цвет. Такое практически всегда случается при прогреве холодной машины. Это свидетельствует об испаряющейся влаге, которая конденсировалась в выпускном механизме. Когда авто прогревается до рабочей температуры, выхлоп становится бесцветным.

Если температура воздуха не превышает 10°C, парообразование происходит, даже когда силовой агрегат хорошо прогрелся. Чем ниже температура окружающей среды, тем выше плотность выбрасываемого из системы выпуска дыма. При -20оС газы приобретают насыщенный белый цвет. Плотность выхлопа также находится в прямой зависимости от уровня влажности окружающего воздуха.

Если же на улице тепло, а автомобиль прогрет, белый дым является признаком того, что внутри цилиндров силового агрегата оказалась охлаждающая жидкость. В ее состав входит вода, которая придает газовой струе при сгорании рабочей смеси белый оттенок. В зависимости от состава антифриза, уличной освещенности и погоды он может казаться сизоватым, но такое может произойти и при попадании в ДВС смазочного материала.

Масляный дым, в отличие от водяного пара, рассеивающегося в кратчайшие сроки, долго держится в воздухе в виде синеватого тумана.

Исключить вероятность содержания масла в струе отработанных газов можно с помощью несложной проверки. Для этого нужно хорошо прогреть машину, а затем на короткое время поднести бумажный лист к отводящей трубе. При попадании на него капель воды последние быстро исчезнут, не оставив после себя жирных пятен.

Антифриз иногда проникает внутрь цилиндров ДВС, когда в какой-либо части блока цилиндров имеются трещины. Иногда из-за этих дефектов при работающем моторе выхлопные газы проникают в охлаждающий механизм, что и становится причиной дымообразования.

Устранить прямые причины неисправностей, которыми вызван белый цвет выхлопных газов, недостаточно. Причиной этих неполадок чаще всего является перегрев мотора. Поэтому необходимо провести тщательную диагностику всех элементов охлаждающей системы – термостата, радиатора, вентилятора и датчика его включения, а также проверить герметичность трубопроводов и соединений.

Заметив белый дым и установив, чем он вызван, от эксплуатации машины лучше отказаться до полного устранения неполадок. Уже имеющиеся очаги будут быстро развиваться, износ составляющих ДВС резко ускорится, и вскоре единственным выходом из ситуации станет капитальный ремонт силового агрегата.

Черный дым из выхлопной трубы

При нарушении смесеобразования (когда горючая смесь получается переобогащенной), газовая струя может приобрести черный цвет. В этом случае причинами неисправностей могут стать нарушения работы механизмов зажигания, подачи топлива или управления впрыском. Черный цвет дым приобретает из-за высокого содержания в нем сажи, которая образуется при неполном сгорании горючего.

Перечислим основные причины возникновения черного дыма:

  • Засоренность свечей зажигания или неправильная регулировка их зазоров.
  • Забитый воздушный фильтр.
  • Неправильная регулировка клапанных зазоров в ДВС.
  • Подтекание форсунок.
  • Засоренный механизм отвода выхлопных газов.
  • Нарушения работы карбюратора.

Появлению черного дыма нередко сопутствуют:

  • Чрезмерный расход горючего.
  • Затрудненный запуск.
  • Неустойчивость работы силовой установки, падение ее мощности.
  • Высокое содержание в выхлопе ядовитых веществ.

Синий дым из выхлопной трубы

Если отработанные газы синие, это означает, что в цилиндры силового агрегата попало моторное масло. Чем больше смазочного материала проникло внутрь ДВС, тем насыщеннее бывает цвет выхлопа.

Это явление всегда сопровождается повышенным расходом моторной смазки. Если на 100 км пути мотор расходует около 0,5 л масла, то выхлоп приобретает синий цвет обычно при разгоне машины. Когда расход на 100 км достигает 1 л, синий оттенок можно заметить даже в обычном режиме езды. Но зачастую изменение цвета струи отработанных газов не бросается в глаза даже при больших затратах масла. Это связано с работой нейтрализатора, задерживающего масляные частицы. Поэтому даже прозрачно-голубой цвет газовой струи является поводом для срочной диагностики состояния автомобиля.

Убедиться в попадании масла в рабочую полость цилиндров можно с помощью листа бумаги, поднесенного к выхлопной трубе (об этом было рассказано выше). В этом случае на нем будут оседать жирные капли. К тому же масляный дым держится в воздухе на протяжении достаточно длительного времени.

Синий дым может появиться по следующим причинам:

  • Износ элементов цилиндропоршневой группы. Расположенные сверху поршневые кольца могут изнашиваться по наружной поверхности или торцевым плоскостям. Нередко наблюдается износ их канавок в поршнях. При попадании внутрь цилиндров смазочного материала происходит уплотнение зазоров. Данные измерений компрессии в таком случае могут находиться в пределах нормы, что запутывает и значительно усложняет диагностику.
  • Неисправность системы зажигания.
  • Нарушение герметичности клапанов. Цвет дыма в таких случаях, особенно при сильном прогорании клапана – бело-голубой. Установить причину неисправности несложно – показатель компрессии при проверке такого цилиндра будет нулевым или минимальным. Кроме того, при осмотре свечи будет явно заметен черный нагар.
О чем говорит цвет дыма из выхлопной трубы?

Памятка

Эксплуатировать двигатель при синем цвете отработанных газов крайне не рекомендуется до устранения неисправностей – это может привести не только к перерасходу масла, но и к выходу из строя силового агрегата.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментировать

  Подписаться  
Напомнить о

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: